г. Москва, ул. Ходынская

Психика и ее защиты

Нет людей, у которых нет внутренних конфликтов, нет людей, реагирующих ухудшением здоровья на неприятности, нет людей, внутренний мир которых был бы абсолютно свободен от областей собственного сумасшествия. Но, конечно, есть люди, конфликты которых так умело «заархивированы», что их собственный внутренний мир становится малодоступным и для них самих. Психоанализ говорит об этом, например, в терминах «бессознательного» и «вытеснения». Оба слова подразумевают недоступность для сознания – и значит, для того, что люди называют «Я» - важных компонентов собственной психики.

То, что психика делает собственную часть недоступной для «Я», нормально. Вопрос о психологическом здоровье и благополучии решается не в том, есть эта недоступная часть или нет, а наоборот: в качестве этой защиты. Любая статья или исследование неизбежно ограничивает предмет исследования или описания, поэтому упрощения неизбежны. С учетом этого обстоятельства, можно сказать, что психотерапия занимается «качеством» этой защиты, этого ограждения, защищающего личность как от внешних, так и внутренних угроз.

Как устроена хорошая защита?

Образно говоря, это хороший прочный забор, достаточно прочный для того, чтобы безопасно было бы находиться внутри, и достаточно проницаемый для того, чтобы обеспечивать хорошую коммуникацию с внешним миром. Высота забора зависит от вкусов владельца собственности и к параметрам психического здоровья отношения не имеет.

В психологическом смысле хорошо организованная система психологических защит является очень ценным и важным «приобретением». Каждый человек обладает собственной системой, и она работает, и по тому, как именно она работает, можно делать предположения и об особенностях ее устройства, так и о планировке здания (возможно, лишь в виде чертежей и схем), неприкосновенность которого она обеспечивает.

В отличии от реального здания, окруженного забором, которое построено либо по заранее выбранному плану, с учетом особенностей почвы, и всех необходимых технических деталей, «строение» психики осуществлялось в значительной мере без учета «интересов заказчика», так как последний не мог в полной мере заявить о своих интересах: психика младенца, например, формируется в основном матерью (или просто тем, кто рядом был, обстоятельства бывают разные). В возрасте, в котором собственные интересы могли быть заявлены - они были скорректированы в соответствии с обстановкой, включающей в себя и интересы родителей, и травматические события, формирующие любую индивидуальную психику. Тем самым здание («строение психики») неизбежно оказывалось спроектированным и построенным в этих сложных условиях. Одновременно с ростом здания формировался и его «забор», «ограждение», в соответствии с единственной целью: защита внутренней территории от посягательств. Так, этот процесс был долгим и сложным у всех людей, получилось – по-разному. И важно, что, кроме того, начало ему было положено очень давно.

Иногда люди живут в домах, планировка которых не вполне соответствует их потребностям в настоящий момент. Иногда попытки переустроить здание представляет собой задачу повышенной сложности. Это в реальности; а вот психические «строения», в силу уже упомянутых причин – всегда здания с отчасти неуточненной планировкой, чертежи к которым утрачены, не читаются или недоступны, прилегающая территория требует ухода, а забор - само собой, зона особого внимания. Потому что то, что остается неизменным – это психологическая уверенность, что все то, что «внутри» забора – это то, что необходимо защитить. От разрушения.

В жизни людей многое (или – все?) происходит во взаимодействии с другими людьми. Мир людей полон и возможностей, и опасностей, и рисков. Именно от опасностей, являющихся в виде сильных эмоциональных потрясений, должен надежно защитить хороший забор.

Забор – или психологическая защита – обеспечивает в первую очередь психическую безопасность человека. Это значит, речь идет об эмоциях, о сильных чувствах, и о том, что жизнь с ее рисками еще надо суметь вынести. Это как минимум, а по большому счету – хорошо бы жить в здании, соответствующему потребностям хозяина, доступному для переустройства при необходимости, с хорошо налаженными коммуникациями… Ну а, как минимум – крыша не течет.

Защиты отвечают за распознавание того, к чему отнести возникающие психические опасности. Например, они могут быть распознаны как внешние: страх нападения, ощущение преследования, различные страхи, относящиеся к внешним обстоятельствам (например, страх выйти их дома, страх замкнутого пространства и пр.). Они также могут быть распознаны как внутренние: это и так называемые «безобъектные» (видимой причины – нет) страхи, и ощущение пустоты, и невыносимая тоска, и психическая боль, или страх психической боли…

Люди приходят за помощью, когда есть обоснованные предположения, что не в порядке (например, может разрушиться) само здание, или есть допущение, что не в порядке относящийся к нему забор. Строго говоря, в этой конструкции забор тесно связан с домом, и сигналы неблагополучия воспринимаются именно на уровне защиты – на то он и строился вместе со зданием, этот самый забор.

В продолжение такого метафорического ряда может быть понята и сама психологическая помощь. Нуждается ли человек в том, чтобы восстановить ограждение. Знаком ли он с конструкцией своего психического «дома» (если это требует его жизненная задача). Нуждается ли само здание в ремонте, и если да – в каком объеме, и что ремонтируем.

Есть задачи, решение которых требует значительных затрат по времени и усилиям: тогда речь идет скорее о длительной психотерапии. Например, есть люди, психика которых «замаскировала», запрятала, убрала из сознания…. почти все чертежи, или забор нельзя назвать надежным, а то и совсем нет забора. Или - что очень и очень часто – своего дома совсем нет, территория делится с кем-то, дорожки ведут куда-то, комнаты населены кем-то, в чуланах размещено что-то, чему и названия нет; или эти «кто-то», похожие на призраков, являются то в снах, то в беспричинных с первого взгляда страхах.

И так как в начале статьи речь шла о существовании у здоровых людей недоступного сознанию частей психики, то фактически можно считать, что всегда есть неизвестные помещения, со скрытым содержанием, где находятся конфликтные или болезненные элементы психики, затрагивающие актуальную психическую и реальную реальность. Они могут быть затронуты при необходимости, они могут стать доступными в процессе психологической работы, которая в свою очередь даст начало психическим изменениям, запускающим уже затем и реальные перемены в жизни людей. Но они могут так и остаться лежать в чуланах – до лучших времен.

Для записи на консультацию психотерапевта Вы можете позвонить

по телефону: 8 (903) 960 - 92 - 39

или пишите на e-mail: info@olgabobrova.ru



Возврат к списку

Статьи автора

Все статьи

Как часто надо ходить к психологу или психотерапевту?

Это очень логичный вопрос, на который люди хотят получить практичный ответ, и чаще всего получают, как минимум, уклончивый. И возможно...

читать полностью

Что такое невроз страха

Невроз страха - такое название часто можно встретить в медицинской и психологической (чаще психоаналитической) литературе, однако в действительности оно может...

читать полностью

Из мира психологии

Все статьи

Цвета и сайты

Существует так называемый «феномен предпочтения» цвета, связанный с особенностями эмоционально-личностной сферы человека. Речь идет в том числе о состоянии бессознательной сферы психики.

читать полностью

Цвета в психологии

Цвет тесно связан с психическим состоянием человека. Закономерность, прослеживаемая в связи состояний психики и цветовых ассоциаций активно изучается, но не является до конца разгаданной.

читать полностью