г. Москва, ул. Ходынская

Цвет и сайт: влияние цветовой гаммы на выполнение задач сайта

Существует так называемый «феномен предпочтения» цвета, связанный с особенностями эмоционально-личностной сферы человека. Речь идет в том числе о состоянии бессознательной сферы психики.

В развитии этой темы можно опираться на «восьмицветовой тест Люшера», представляющий собой простой в использовании, но очень точный диагностический инструмент. Этот тест можно легко найти в интернете. Как диагностический инструмент в психиатрии – он представлен в виде цветовых карточек. Их восемь.

Общая схема такая:

Испытуемого просят выбрать «наиболее приятный» цвет. Его убирают. Затем «наиболее приятный из оставшихся». И так далее, в конце концов получается последовательность из 8 цветов на основе индивидуального выбора испытуемого.

В случае, если из двух-трех последних выбор не может быть сделан (все не нравится), предлагают выбрать цвет «самый неприятный», и оставшиеся цвета ранжируются таким образом по предпочтению. Обычно с выбором первых трех-четырех цветов последовательности сложностей нет.

Итак, есть последовательность выбора. Для нашей задачи ограничимся тем, что первые два цвета (они стоят рядом и они первые в выборе) наиболее предпочтительны для испытуемого.

Условный «испытуемый» - соответственно, является предполагаемой желаемой целевой аудиторией сайта. Но так как на самом деле мы не имеем дело с испытуемым, то можно по известным экспериментальным данным психодиагностического тестирования (на больших выборках реальных испытуемых) предположить цветовые предпочтения целевой аудитории для целевого пользователя товаров и услуг.

Первые два цвета – не просто то, что он хочет видеть именно сейчас, а - что важнее – то, в чем он нуждается, в том числе бессознательно. Поэтому можно воспользоваться теоретическими соображениями по предпочтению цвета огромного числа как здоровых, так и не очень здоровых в психическом плане испытуемых.

Тест Люшера «накопил» таких знаний достаточно, он имеет многолетнюю историю применения, в том числе и в экспертизах.

Нам важны два первых цвета, а также два последних.

Первые – это то, в чем человек остро нуждается, два последних (и их сочетание) он отверг (это тоже важно).

Цветовая гамма сайта с точки зрения пользователей

Под «цветом» надо понимать цвет, представлен в тесте Люшера, подойдет и компьютерная версия. Существует много споров об аутентичности материалов диагностических, в реальности и печатные версии отличаются несколько, и монитор очевидно играет роль, но никогда представленные в электронном или печатном виде материалы по цвету не отклоняются настолько сильно, чтобы считать их совсем невалидными.

В то же время нет оснований считать цвета с «химическими» («неоновыми», «кислотными») оттенками имеющими отношение к теоретическим выводам серьезного уровня. То же касается «металлических» оттенков.

Можно предположить, что пользователь (новый) остановится на сайте, фон которого (или сочетание двух основных цветов) соответствует его эмоциональным глубинным потребностям. В некоторых эмоциональных состояниях есть типичные цвета отвержения (те, что при диагностике стояли бы в самом конце выборки из восьми цветов).

Рекламщики, например, широко используют тот факт, что люди, считающие чистоту и порядок очень важным, предпочитают зеленый цвет. Соответственно, персонажи, рекламирующие бытовую химию, или реклама, призывающая экономить что-либо (особенно деньги), использует зеленый в качестве основного цветового пятна. И это работает. Логичное предположение, что человек, который находится в поиске средств бытовой химии, клининговых услуг, и пр. будет воспринимать наличие зеленого цвета как отвечающего его базовым потребностям.

Основные сведения о «цветовых типах поведения» (по Люшеру)

«Тип» в данном случае не обозначает ничего другого, кроме манеры поведения, преобладающего у человека.

Синий: крайняя неотложная нужда во всем, что может принести покой и расслабление. Синий фоновый цвет (не голубой) физиологически стимулирует процессы торможения, вызывает расслабление и покой.

Зеленый: потребность в самоутверждении, самоуважении, стремление к упорядочиванию, бережливость (но и типичны покупки с целью повышения значимости в глазах окружающих), стремление к доминированию, морализаторству.

Красный: потребность в возбуждении, активности, деятельности, направленной на достижение успеха. Потребность легко может быть насыщена, и выбор красного цвета (и «красного» поведения) сменяется в связи с физиологическим перевозбуждением, раздражением, вспышкам гнева, подсознательным ощущением угрозы и опасности. Перегруженность «красными» цветовыми стимулами может вызывать нарушение сердечных ритмов.

Сочетание красного и синего рядом – физиологически небезопасно, это дисгармоничное сочетание.

Желтый: стремление к изменениям, как в эмоциональном состоянии (освобождение от напряжения), так и в форме немедленного действия, бессознательно приравниваемого к «расширению границ», «освобождению». Первоначальное восприятие желтого цвета (по Люшеру) ассоциируется с теплотой и производит на многих людей приятное впечатление, однако этот цвет быстро возбуждает людей и воспринимается как навязчивый.

Фиолетовый: слияние противоположностей, цвет, ассоциирующийся с мистическим, цвет «чувственного отождествления». Выбирают значимо чаще как «приятный» люди с неустойчивым и дисгармоничным эмоциональным состоянием, подростки, беременные женщины. Чем человек рациональнее, тем чаще он отклоняет (отвергает) фиолетовый цвет.

Серый: отгороженность. Промежуточный (Люшер – вариант) серый не вызывает возбуждения, цвет нейтралитета, свободы от любых понуждающих тенденций. Серый - защитная реакция на переутомление, потребность в невмешательстве.

Хроматические и ахроматические цвета

Хроматические цвета: красный, желтый, зеленый, синий. Соответствуют базовым потребностям человека: в достижениях, реализации желаний, самоутверждении, привязанности.

Выбор пары хроматических цветов рябом на первые места в последовательности отражает его позицию в момент тестирования к этим базовым потребностям.

Отвержение хроматического цвета (постановка в конец выборки) ни в коем случае не означает отсутствие у человека соответствующей потребности: они базовые и необходимы для всех людей в любой момент. Это значит, что в момент тестирования человек и не надеется на реализацию своей базовой потребности. Это признак страдания в любом случае.

Ахроматические цвета: серый, черный, белый. Повышают интенсивность стоящего рядом хроматического цвета. Действие красного и серого – намного более возбуждающее, чем просто красного фона и пр.

При цветовом оформлении не должно доминировать (или использоваться рядом) более двух хроматических цветовых поверхностей (третьим цветом может быть - ахроматический цвет).

Сочетания хроматических цветов (цветопары первого или последнего выбора).

Кр+желт производит возбуждающее впечатление, соответствует цели расширения сферы деятельности, беспрепятственных развитий способностей, острая потребность в новых знакомствах (особенно - поверхностных), стремление к интенсивности переживаний, беспрепятственного движения, скольжения без опоры на цель и выбор средств.

Желт+синий стремление к контактам, готовность помочь окружающим, поиск новых гармоничных отношений, потребность в тепле и понимании, открытость к новым идеям и возможностям, поиск сопричастности, готовность как брать так и отдавать заботу.

Желт+зеленый активный поиск новых возможностей и контактов, сопровождающийся претензией на значимость и самоутверждение в отношениях. Завоевание признания, повышение уверенности, вплоть до превосходства.

Зеленый+синий воля к самоутверждению сочетается с потребностью в покое. Жажда восхищения окружающих. Дисгармоничное и непродуктивное сочетание.

Зеленый+красный деятельность, направленная на достижение успеха и независимости, решимость преодолеть все преграды. «Хочу и буду!»

Синий+красный физиологически дисгармоничное сочетание, на уровне вегетатики – сшибка процессов возбуждения и торможения, риск нарушения сердечного ритма.

Хроматические+ахроматические пары:

Серый+черный протест против жизненных обстоятельств, ощущение унижения и бурная негативная реакция.

Серый+коричневый острое желание оградить себя от изматывающих нагрузок, жажда уюта и телесного отдыха

Серый +фиолетовый желаемое преследуется с осторожной осмотрительностью, стремление к идеализированной близости, на полной взаимности, жажда особых отношений. Осторожность.

Серый+желтый стремление избежать актуального конфликта, осторожные действия маскируют высокие требования по реализации желаний, ощущение безвыходности при активном поиске решение проблемы.

Серый+красный маскировка жажды успеха. Дипломатичность, рационалистичность, осторожность.

Черный+красный страх, ярость, протест.

Черный+желтый очень дисгармоничное сочетание. Суетность. Характерно, например, при готовности к суицидальному импульсивному действию. Склонность к непродуманным решениям на уровне безрассудства. (прим.автора: Напрасно Билайн выбрал эту цветопару как основную в своем продвижении, на фоне желто-черного зонта трудно продвинуть новый тариф как «выгодный»).

Черный+синий оставьте меня в покое!!!

Черный+зеленый отличный вариант для продвижения воинствующей религии. Яростное сопротивление, протест с целью «отстаивания независимости» или продвижения идей «правильного мироустройства».

Коричневый цвет – цвет физиологической регрессии. Актуален для людей в состоянии хронического телесного нездоровья. Имеет множество оттенков и смыслов, достойных отдельной статьи. Но, в смысле использования коричневого как основного фонового цвета могу сказать, что его «шоколадный» оттенок приятен многим людям особенно в состоянии физического дискомфорта (замерз), но в целом скорее невыгоден, так как скорее сужает охват аудитории, чем расширяет ее при любых целях, поставленных при продвижении товаром и услуг. Ну если только люди не продают кофе, шоколад и какао-бобы.




Возврат к списку

Статьи автора

Все статьи

Как часто надо ходить к психологу или психотерапевту?

Это очень логичный вопрос, на который люди хотят получить практичный ответ, и чаще всего получают, как минимум, уклончивый. И возможно...

читать полностью

Что такое невроз страха

Невроз страха - такое название часто можно встретить в медицинской и психологической (чаще психоаналитической) литературе, однако в действительности оно может...

читать полностью

Из мира психологии

Все статьи

Цвета и сайты

Существует так называемый «феномен предпочтения» цвета, связанный с особенностями эмоционально-личностной сферы человека. Речь идет в том числе о состоянии бессознательной сферы психики.

читать полностью

Цвета в психологии

Цвет тесно связан с психическим состоянием человека. Закономерность, прослеживаемая в связи состояний психики и цветовых ассоциаций активно изучается, но не является до конца разгаданной.

читать полностью